Карнавал-маскарад

Опубликовано: 33 дня назад (26 ноября 2014)
Рубрика: Без рубрики
0
Голосов: 0
В настоящее время в структуре современной культуры все большее место занимают увеселительные программы, различные шоу, которым отводится значительная роль в деле идейного, нравственного и художественного воспитания людей, организации их быта и досуга.

Актуальность темы « Маскарад » выражается в возможности возрождения этой формы досуга так как маскарад несет в себе и зрелищность (т.е.наличие зрителей), и непосредственное участие в действе каждого зрителя. Кроме того, эта форма досуга интересна и увлекательна, он дает возможность раскрыть человеку свои творческие способности через конструирование игровой деятельности, через костюм и роль. В нашей культуре новогодних праздников понятия «маскарад» и «карнавал» употребляются как тождественные, тем не менее история их происхождения и развития различна.

Карнавал (от лат. carne vale , «прощай, мясо» либо лат. car val - «корабль шутов») — праздник, связанный с переодеваниями , красочными шествиями и театрализованными представлениями. Сопровождается массовыми народными гуляньями. Слово «карнавал» в переводе с вавилонского означает «корабль-море». Очевидно, что это связано с преданиями о новогодних ритуалах плавания бога Мардука по Евфрату. Истоки европейской карнавальной традиции восходят к обычаю переодевания в древнеримский праздник Сатурналий. В эти дни рабы временно обретали свободу, они надевали одежду своих хозяев и вместе с ними пировали, пели и плясали. По другим источникам, слово «карнавал» происходит от итальянского «Карне, вале!», что означает «Мясо, прощай!». Праздник появился в Средние века у итальянцев, которые накануне 40-дневного поста устраивали пышные празднества, в центре которых был бык — символ изобилия и силы. Его украшали цветами, лентами и гирляндами, с почетом водили по улицам, а через три дня забивали («Мясо, прощай!»). Главнейшая часть любого карнавала — шествие по главным улицам города. Ведущий его мотив- изобилие, происходящее от древнейших праздников урожая. Оно может быть выражено в огромных кучах сельскохозяйственных продуктов, цветов, кушаний, которыми кормят всех желающих. Всё происходящее во время шествия носит подчёркнуто игровой характер. Основная фигура на карнавале — шут. Он задаёт тон и шествию, и представлению, которое затем развёртывается на центральной площади города.
Карнавал, как и масленица, сохранил множество ритуальных и обрядовых обычаев, идущих непосредственно от языческих праздников, знаменующих переход от зимы к весне, начало нового календарного цикла. Многие традиционные карнавальные забавы (обливание водой, праздник свечей, костры) – это те же древнеримские весенние праздники, включающие в себя зажигание огня на алтаре Весты, очищение водой, процессии, ряженье, конские скачки и т.п. Главная отличительная черта карнавала – это выход из обычной жизни, «жизнь наизнанку, мир наоборот». Несомненно, самым первым карнавальным костюмом стала вывернутая наизнанку шкура (традиционный наряд шутовских масленичных деревенских праздников – тулуп мехом наружу). Во время карнавала отменяются все законы и запреты, господствующие в повседневной жизни, в первую очередь – связанные с иерархической лестницей: по карнавальному этикету, маски могут обращаться друг к другу только на «ты». В карнавале находят отражение древние представления о мире, когда он воспринимался целостно, без отличия жизни от смерти, высокого от низкого, великого от ничтожного.
Ведущее карнавальное действо – увенчание и последующее развенчание шутовского короля праздника. И здесь тоже находят свое отражение идеи единства жизни и смерти, вечного движения и вечных перемен. Для карнавального сознания нет ничего незыблемого, все понятия относительны, двойственны и противоречивы. В связи с этим так важен для карнавала образ огня – уничтожающего, но и очищающего мир. Свобода действий здесь выступает, как главный принцип, ибо игра не может твориться по приказу. В противоположность официальному празднику карнавал торжествовал как временное освобождение от господствующей правды, существующего строя и церковных догм.
Где лучше жить в Приморском районе? | Приму в дар!
Валентина Белозерцева # 26 ноября 2014 в 07:41
Маскарад ( фр. mascarade из итал. mascarata , mascherata , от итал. maschera «маска») — бал , на котором присутствующие одеты в различные характерные, национальные, исторические или фантастические костюмы, большею частью с масками на лицах. Они составляют одно из любимых развлечений карнавала . Слово «маска» происходит от латинского «личина». В древности маска являлась воплощением родовой силы племени, и шаманы использовали различные типы масок с разными культовыми целями. Древние греки превратили маску в неотъемлемую часть античного театра. Актерами в нем могли быть только мужчины, которым приходилось, искусно меняя маски, играть в одном спектакле несколько ролей. В Древней Руси масками пользовались скоморохи, а в средневековой Европе — труппы бродячих актеров. Атрибутом праздничного действа маска становится в XVI веке с возникновением комедии дельарте, или комедии масок, представляющей собой сценическое действо, не связанное жестким сценарием. Древняя Греция знала шумные и веселые праздники в честь Диониса – дионисии. Они сопровождались маскарадными шествиями с пением, музыкой, плясками. Впереди их находился главный потешный «корабль» праздничного шествия, который древнеримские авторы называют « carrus navalis » т.е. «морская колесница». На нем, как правило, располагалась костюмированная группа. В целом маскирование в определенных границах затушевывало сословные различия. Маскирование участников шествия, бутафорские элементы убранства, декоративные установки - все вместе в карнавально-зрелищной театрализации помогало «переворачивать» жизнь. Поведение человека в этом случае было крайне противоречиво. С одной стороны, человек, прикрываясь маской прятался, защищаясь от нечистой силы, с другой же, он входил с ней в диалог и даже в определенные игровые отношения, т.к. зачастую его маска имела образ самой нечистой силы и человек как бы пародировал эту нечистую силу. Это же относится и к одежде. Переодеваясь в чужой костюм, в одежду странную, нарушающую норму, человек нарушал определенную табуированную норму и выходил за границу обыденного, бытового мира в сферу нарушения запретов, пародии а то и вовсе вступал во взаимоотношения с потусторонними силами.
Скоморошество одно из звеньев отечественного карнавально-праздничной культуры с ее богатыми традициями, историческим опытом использования в сельских местностях и в городах в дни празднеств смешанного языческо-церковного календаря: святочных и масленичных гуляний, майского праздника весны, праздника Ярилы на Троицу, июньского – Ивана Купалы. Все эти праздники с песенно-плясовыми и игровыми шествиями усвоили от скоморошьих забав слово и звук, танец и краску, диковинный костюм и маску-ряжение, элементы бутафории и реквизита, двор из свежесрубленных деревьев и ветвей, цветочных гирлянд, цветного тряпья и рогожи, смешных и «страшных» чучел, кукол, фигур.

Свод законов маскарада
Во-первых, одно из неотъемлемых свойств маскарада – его театральность. Один из знатоков маскарада, господин Михневич писал: «Сказать правду, маскарады, в сущности, были одним из видов сценического лицедейства. В этих «церемонных позорищах» присутствовали все сценические средства и аксессуары: гримировка и мимика, костюмировка и символика, музыка и танцы. На маскараде комбинировались целые сцены и картины в символическом роде, весь маскарад, в общем, представлял огромную пантомиму, полную движения и игры, причем с ярким комическим оттенком».
Ну, пусть сейчас это и выглядит несколько иначе, но от театральности мы так и не ушли далеко. Ведь непременной частью любого маскарада являются театральные постановки, живые картины, балет. Приглашаются на концерты любимые артисты, переодетые, как правило в неожиданные костюмы. И так далее, и тому подобное – вплоть до танцев (даже эротических), которые могут специально готовить для маскарадов (со специальными костюмами, сюжетом, смысловой нагрузкой, режиссерскими находками).
Валентина Белозерцева # 26 ноября 2014 в 11:36
Еще один момент, к которому со вниманием относятся сегодня организаторы маскарадов (как те, кто занимается балами впрямую, так и представители различных клубов), - это организация маскарадного пространства. Издавна отведенное для маскарада помещение делилось на несколько площадок – в зависимости от заинтересованности публики в танцах ли, в напитках ли, в конкурсах ли. Ну, и отдельная «резервация» - для фейерверка, время которого наступит с полуночным боем часов. Залы всегда оформлялись в соответствии с тематикой маскарада, стилем театральных представлений, костюмировкой публики. Это все сохранилось в лучшем виде и сегодня, что и понятно: ведь такое «разделение труда» придает еще большую свободу приглашенным маскам.
Как и любой праздник, маскарад прежде всего проблема человека, человеческого бытия, поведения, общения. Но не только живое общение – признак маскарада: он одновременно игра, действо, зрелище, представление, демонстрация.
Все просто. И эта простота, которой мы обязаны маске, скрывающей наш истинный облик и характер, мы обязаны еще одному негласному правилу маскарада: всегда должна быть интрига. - Твое имя! Прошу тебя, скажи, кто ты ! Именно этот момент наиболее важен для прояснения сути маскарадного общения. Игра может быть разной: довольно безобидной шуткой над той маской, которую ты узнал, или же на грани серьезности, с таинственным партнером – игрой, от которой не знаешь, чего ожидать (куда она заведет?!).
Печально признавать, но и в деле сотворения маскарадного костюма все уже придумано до нас. Скажем, пристрастием к переодеванию всех женщин в мужчин и наоборот страдала Елизавета Петровна. Николай Первый питал устойчивую страсть к национальным русским костюмам (особенно к восточным одеяниям). Условно все костюмы, которые принято было некогда носить на петербургских маскарадах, можно разделить на несколько групп.
Итак, поехали: костюмы, связанные с античной мифологией и литературой (всяческие Афродиты, нимфы, Вакхи, Циклопы, амуры…); костюмы представителей различных национальностей; старинные русские костюмы; костюмы, изображавшие мастеровых; костюмы героев комедии dell ’ arte ; «литературные» костюмы (пираты, мушкетеры, свинарки и пастухи…); костюмы-вещи (ну, хот-догов тогда еще не было, а вот избушки и кареты были); костюмы - аллегории человеческих пороков и добродетелей (плюс сюда и выразители этих свойств – ангелы и черти); ну, и всяческая нечисть со звездочетами, куда без них?
Валентина Белозерцева # 26 ноября 2014 в 20:28
Карнавальные маска и костюм – не просто сокрытие лица. Их цель заключалась не столько в том, чтобы обмануть зрителя, сделать исполнителя неузнаваемым, а в том, чтобы нести определенную информацию, порой через миф, легенду и утопию прошлого иносказательно раскрывать смысл бытия, жизни и смерти, свободы и бессмертия духа. Короче: за карнавальным смехом стоит утверждение силы человека, его уверенность в возможности свободы, за фантасмагорией маски и одежды – миф и символ, через подсознательное мышление и настроение – выражение идеалов, устремлений, представлений о добре и зле, о свете и тьме, о любви и ненависти, о радости, а может быть, и безотчетном страхе. Выбирая костюм, обдумывали его именно с этой стороны – с точки зрения того, как хочется себя вести в этот шумный праздничный вечер, когда ты неузнаваем, когда все поступки оправданы заранее...Таким образом, сама импровизация представляет собой не безудержный полет фантазии, а комбинации знакомых элементов, которые выгодны тебе в данный конкретный момент. В иерархической социальной структуре костюм означает определенное положение, следовательно смена костюма предполагает и изменение социальной роли. "Маскарад, как известно свет наизнанку. Мужчины скромничают и порой даже краснеют. Женщины бегают за мужчинами, шепчут любовные признания, назначают свидания, упрекают в ветрености" писал современник.
Если в обыденной жизни одевание чужого костюма не соответствующего социальному статусу выглядел почти что оскорбительно. то для Маскарада это переодевание законно, дававшее возможность побыв в одежде другого человека, забыть о собственной социальной роли.
Участники маскарада имели негласную свободу вести себя экстравагантно и совершать поступки никак не соответствующие светскому кодексу поведения. Здесь можно было интриговать и дразнить, завлекать и шутить не рискуя ни своим именем, ни своей репутацией, потому что время Маскарада ограниченно вечером, а пространство границами дома. Самое главное в том, что маскарад – это праздник. Все-таки праздник: всегда и везде. Тайна ли, внутренняя ли свобода, интригующий ли флирт с незнакомыми людьми, блеск ли завлекающих костюмов манит нас окунуться в эту заводную кутерьму – не суть важно. Ведь мы стремимся влиться в маскарад, чтобы почувствовать предновогоднюю лихорадку. А она как раз и есть «бесплатное приложение» к любому балу-маскараду-карнавалу, какой бы смысл мы в него ни вкладывали!
Юлия Вехова # 28 ноября 2014 в 00:29
Валя! много текста....
Валентина Белозерцева # 29 ноября 2014 в 16:44
Ну что теперь делать!? Может кто оценит мой текст по достоинству..:)
Юлия Вехова # 2 декабря 2014 в 00:56
Сократить и разбить на абзацы с пробелами - может кто и оценит;)кто-то кроме нас двоих))
Валентина Белозерцева # 2 декабря 2014 в 17:54
Твою оценку я уже знаю, спасибо:)
Юлия Вехова # 7 декабря 2014 в 07:37
Это опыт прежде всего написания текстов;)
Виктор Салков # 12 декабря 2014 в 18:59
Валентина, идея отличная!

p.s.согласен с Юлей, текст немного бы сократить:)))
Валентина Белозерцева # 14 декабря 2014 в 14:20
Я поработаю над ним, обещаю:)
Виктор Салков # 15 декабря 2014 в 05:55
Валентина, Архнет.Инфо даже готов информационно поддержать Вашу затею:))
Валентина Белозерцева # 21 декабря 2014 в 15:11
Вот кто бы ещё помещением поддержал.. и помощью в организации:)
Валентина Белозерцева # 23 декабря 2014 в 05:10
А Архнет.Инфо не поддержит информационно Охоту на Снарка?
Юлия Вехова # Сегодня в 07:30
Валюш, ты можешь сама разместить новость вот тут - http://www.arhnet.info/news - внизу слева - разместить новость нажимаешь - и готово.
Яндекс.Метрика